Пятница, 17.05.2024, 18:33 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход
Главная » 2009 » Декабрь » 14 » Звонит будильник
Звонит будильник
13:53
«Звонит будильник. Первое унижение за день!» - гласил один из лозунгов Красного мая 1968 года в Париже. Как известно, на этом унижения для студента не заканчиваются.

Почему получение образования превратилось в тягостную обязанность и формальную необходимость для дальнейшей социализации в обществе? Почему студент, пришедший в университет за знаниями, перестал получать удовольствие от процесса? Да, конечно, многие подходят к образованию именно формально: получу диплом – устроюсь на хорошую работу. Но студенческая среда состоит далеко не из одних прагматиков.

Самая главная проблема современного образования заключается в неактуализированности предлагаемого студентам знания. На самый поверхностный взгляд, эта проблема состоит в том, что студент зачастую не может понять, зачем ему преподают тот или иной предмет, грубо говоря, где он сможет применить его на практике. Но истинная суть вопроса гораздо глубже.

Вспомним советскую высшую школу. Открываешь любой учебник, любую монографию – вот тебе пожалуйста, цитаты из классиков Марксизма-Ленинизма, обосновывающие необходимость данного исследования. А необходимость эта заключалась (на первых порах – реально, на стадии разложения – хотя бы формально) в доказательстве правильности марксистско-ленинской теории развития общества. А раз эта схема верна, то и венец ее – коммунизм – неизбежен. То есть, на самом деле, в науку привносилась идеологичность, направленная в будущее. И поэтому она имела прогрессивный характер. Не будем здесь судить о качестве этой идеологичности и о ее монопольном положении в науке, но вынесем за скобки сам факт привязанности теории к практике социального творчества.
Не только образованию, но и современной науке этого ужасно не хватает. (Берусь судить лишь о гуманитарной сфере). После смерти истмата никакой системы координат не было предложено. Можно наблюдать лишь непрестанные попытки применять различные постмодернистские подходы, которые просто распыляют реальность вместо того, чтобы из разрозненных фактов представить целостную систему. Быть может, все это покажется неуместным теоретизированием, но в этом ключ к сердцам студентов. В данном случае я апеллирую именно к студентам, пришедшим за Знанием. Они хотят получить эту систему координат. И это проблема, которая может дать толчок студенческому движению.

Вспомним с чего начинался Красный май 1968 г. Больше всего студентов бесило, что им навязывают явно ненужные предметы, явно устаревшие методики и явно выживших из ума (от старости) профессоров. Но в то же время в высшей школе оказались табуированы многие важнейшие проблемы современности – начиная от равноправия полов и кончая войной во Вьетнаме.

Студенческое движение может стать активной, в том числе политической, силой и в современной России. Студенты везде в сущности одинаковые. Не успев погрязнуть в социальном болоте, эти мятежные романтики жаждут преобразовать мир, который в юности, кажется, лежит у их ног. Необходимо только найти инструмент их организующий. Небольшие интеллектуальные кружки в вузах могут стать центрами силы, вокруг которых завертится яркая интересная жизнь. Тем более что сейчас мир стоит на пороге нового цивилизационного скачка, который отправит куда подальше актуальный, полностью зашедший в тупик миропорядок с его искусственными ценностями и постановочной политикой.

Не понятно пока, куда будет осуществлен этот скачок, назад в дикость и варварство, или же к новому действительно постиндустриальному обществу. Поэтому сейчас чрезвычайно актуальным становятся слова Че Гевары, также ставшие лозунгом мая 68-го, «Будьте реалистами, требуйте невозможного!»
Чтобы жить в будущем, отличном от того, что нам сулит «стратегия развития» до 2020 или какого там года, необходимо подготовится сейчас. Когда все начнет рушится, должен выступить прогрессивный проект. В образовательной сфере его могут создать, а потом и претворить в жизнь сами студенты.

Ключевым вопросом этого проекта является участие студентов в организации учебного процесса. Зачастую студент становится просто подопытным кроликом, над которым проводятся всяческие эксперименты. Почему он должен быть только объектом? Уж, наверное, студенты не хуже толстых чиновников из министерства образования могут определить, что должно входить в программу, чтобы обучение стало эффективным. Студенты должны быть допущены к управлению. Между ними и преподавателями подчас лежит непреодолимая пропасть, позволяющая последним сколь угодно измываться над студентами: угрожать отчислением, давить на психику из-за пропусков и.т.д. Соучастие студентов в процессе управления в разы повысит их заинтересованность и ответственность. Этого можно добиваться уже сейчас. В студенческом коллективе должно выкристаллизоваться некое интеллектуальное ядро, которое станет локомотивом студенческой «революции». Такое ядро может возникнуть на базе дискуссионных студенческих клубов, обсуждающих самые разные проблемы. Туда могут быть вовлечены и прогрессивные преподаватели. Можно организовывать что-то вроде параллельных курсов, на которых в пику официальным профессорам будут обсуждаться проблемы , действительно волнующие студентов. Там могут вести семинары или читать лекции сами студенты или приглашаться специалисты из контркультурной среды.

В конце концов такие автономные ячейки, объединившись, смогут составить параллельную структуру, которая набирая силу, постепенно начнет задавать тон на факультете, в целом вузе, а потом и диктовать свои условия. Активное участие студентов в управлении также может заключаться в мониторинге популярности преподавателей. Общеизвестный факт, что на хорошие лекции принуждать ходить никого не надо. Это просто интересно. Исходя из этого, можно проводить голосования за преподавателей. Если препод окажется за чертой популярности, тогда ему придется либо прекратить халтурить, либо поискать другую работу.
Наверное, в будущем мы хотим, чтобы высшее образование было доступно всем. Система вступительных испытаний и в силу теневой подоплеки (взятки), и в силу нацеленности на усредненный тип абитуриента (тестирование ЕГЭ) сама загоняет себя в тупик, лишая мыслящих людей возможности в нее интегрироваться. Поэтому необходимо требовать отмены вступительных экзаменов, а люди, оказавшиеся лишними (естественно, в качественном плане), пусть будут отсеиваться по результатам их работы.

Нет инфраструктуры, позволяющей ввести подобную систему? Но в современной России ничего нового, революционно прогрессивного нельзя ввести в принципе. Проблема - в государственной машине, которая тормозит развитие. Но мы же говорим о будущем, в которой ей места быть не должно. «Революция невероятна, потому что она настоящая!» Актуальная действительность иллюзорна, она только кажется тяжелой и громоздкой, но это лишь видимый материальный остов, который потерял сущностное обоснование и превратился в тормозящий фактор. Но его сопротивление окажется ничтожным перед надвигающейся лавиной истории.
Петя Трофимов
Просмотров: 504 | Добавил: Варвар | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: