Вторник, 21.05.2024, 08:21 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход
Главная » 2009 » Сентябрь » 26 » Че против "Чегеваровщины"
Че против "Чегеваровщины"
15:32
В этом году в издательстве «Амфора»  наконец-то увидела свет книга Джона Ли Андерсона  «Че Гевара. Важна только революция», вышедшая в свет еще двенадцать лет назад. Эта книга представляет собой серьезный труд, написанный автором на основе кропотливой исследовательской работы в архивах Кубы, Мексики, Аргентины, Гватемалы, Германии и других стран, а также бесед с    людьми, лично знавшими Че и принимавшими участие его судьбе, в том числе и такими непубличными персонами, как его вдова Алейда Марч, бывший шеф кубинской разведки Мануэль Пиньейро и боливийский генерал в отставке Реке Теран.   Этим книга Андерсона выгодно отличается от множества  популярных работ, носящих компилятивный характер.  

Не секрет, что Че Гевара давно уже превратился в trade mark и в поп-идол для сопливых леваков, которых до сих пор много на Западе, да и у нас они водятся. Возникла своего рода «чегеваровщина» - субкультура несерьезных юных «революционеров», к которым буржуазное общество не только относится терпимо и снисходительно, но и даже получает с них прибыль, выпуская массу продукции под этой trade mark. Данная книга как раз помогает очистить суровую и трагическую фигуру героя от этой накипи.

В книге содержится много общеизвестной информации (особенно это касается участия Че в партизанской войне на Кубе),  однако автор открывает и много доселе неизвестных фактов и эпизодов, позволяющих в чем-то взглянуть на Че Гевару по-новому. Так какой же он, команданте Че Гевара?

Прежде всего, можно отметить тот парадоксальный факт, что Че Гевара почти совсем не интересовался политикой в нашем обычном понимании: митингами, выборами, интригами, и подобное проявилось уже в ранней молодости. Когда его друг Альберто спросил пятнадцатилетнего Эрнесто, будет ли он участвовать в молодежной демонстрации протеста, он ответил отрицательно. Че заявил, что пошел бы на марш только с револьвером в руках. По его мнению, данный марш был не более чем бессмысленным жестом, а его участников «просто отделают дубинками» (какой контраст с нашими «несогласными», весь смысл существования которых заключается в том, чтобы получать по лбу и пожаловаться правозащитникам!). Для Эрнесто существовала только вооруженная борьба. С презрением он относился и ко всяким «демократическим свободам». Уже много позже, находясь в Гватемале, в письме к тете Беатрикс  Че заявил, что будь на месте президента, он закрыл бы все издания, финансируемые янки. Когда Фидель, придя к власти, стал закручивать гайки и давить буржуазную «оппозицию», и этим вызвал разочарование Сартра и прочей леволиберальной общественности,  Гевара в этом полностью поддержал его (лозунг того времени: «Революции – да, выборам – нет!»). Он не только не был борцом за абстрактную свободу, не был Че и гуманистом-филантропом, в противном случае он был просто поехал бы врачом в джунгли лечить индейцев. Автор книги, желая пощекотать нервы читателей, особое внимание обращает на описание расстрелов, в которых принимал участие Че, и даже на то, что по его приказу был задушен щенок, который своим лаем мог выдать партизан (позднее сам команданте посвятил этому статью «Убитый щенок», обосновывая тезис, о том, что во время революции гибель невиновных неизбежна). И что уже совсем не понравится нынешним политкорректным левакам, Че относился к женщинам как настоящий мачо и презирал представителей «сексуальных меньшинств».

Во-вторых,  при взгляде на фигуру Эрнесто Че  сразу же бросается в глаза его страстный антиамериканизм,  мало чего общего имеющий с марксизмом и носивший  скорее мистический характер,  в образе ненависти к «бледнолицым дьяволам». Это Ленин в своем «Письме к американским рабочим» нахваливал их «демократические традиции», а вот Че Гевара надежд на революционность американского пролетариата не питал, для него все гринго были на одно лицо, и это было лицо врага. Когда Аргентина объявила войну Третьему Рейху, юного Эрнесто это дико возмутило, но не потому что он был на стороне Гитлера, а потому что аргентинское правительство сделало это под давлением США, и он разделял с националистами чувство стыда за собственную страну, пресмыкающуюся перед янки. А позже своему другу Че Гевара хвастался, что во время путешествия по Бразилии подрался в порту с обычным американским матросом. Эту ненависть к бледнолицым англосаксам Че пронес через всю свою жизнь. Уже будучи на Кубе, он очень жалел, что советские ракеты так и стартовали по направлению к американским городам (хотя понятно, что ответным ударом Куба, скорее всего, была бы полностью уничтожена). Так что по духу Че был скорее ближе шахидам, а не каким-нибудь комсомольцам-алконавтам. 

В-третьих, не ставя под сомнение марксистских убеждений Че, автор книги наглядно показывает, что он проявлял полное безразличие к догматическим разногласиям  между представителями различных течений марксизма. Самому ему был, конечно, ближе по духу маоизм с его ставкой на крестьянскую партизанскую войну, но при этом он сотрудничал со всеми, кто мог оказаться полезным в деле разжигания партизанской войны в Латинской Америке, в том числе и с троцкистами, что вызывало раздражение у просоветски настроенных коммунистов. Поддерживал он контакт и со свергнутым лидером Аргентины Пероном, бывшим во многих отношениях последователем Муссолини. Начавшаяся повсеместно революция должна была, по мысли Че, примирить поссорившиеся к тому времени СССР и Китай.

В своей книге Джон Ли Андерсон уделяет большое внимание двум доселе мало освещавшимся эпизодам, имевшим роковое значение для судьбы самого Че Гевары.  После победы на Кубе, мечтая совершить  революцию в Аргентине, он направил туда небольшой отряд добровольцев во главе с журналистом Мазетти, поставив перед ним задачу создать на севере страны партизанскую базу. Мазетти был весьма примечательной личностью, ранее он являлся активистом неофашистской организации – Националистического освободительного движения. Однако партизанский лидер из журналиста оказался никудышный. В своем маленьком отряде он установил порядок, напоминающий «Народную расправу» Нечаева: чтобы проверить на прочность одних, заставлял их убивать других,  проявивших слабину. Увлекшись расправами, Мазетти забыл основное правило партизана, что надо как можно чаще менять свое местоположение, и вскоре его отряд был обнаружен и разгромлен правительственными силами, а сам он пропал без вести. До сих пор о судьбе команданте Сегундо (таково было партизанское прозвище Мазетти)  выдвигают разные гипотезы. Когда Че Гевара узнал, что все его надежды на начало партизанской борьба в Аргентине рухнули, он был потрясен. Именно фиаско  Мазетти побудило его отправиться в Боливию, где он рассчитывал взять дело континентальной революции в свои руки. Описывая подготовку боливийской экспедиции, Дж. Л. Андерсон уделяет  большое внимание интригам, связанным с нежеланием лидера боливийских коммунистов Монхе помочь становлению партизанского движения в собственной стране. Боливийская компартия сумела накануне что-то получить на выборах, и тепленькие места в парламенте манили ее руководство больше, чем перспектива бегать с винтовкой по горам и джунглям. Такую позицию боливийцев поддержали и советские товарищи. Однако, не желая ссориться с кубинцами, Монхе занял двуличную позицию. Бойцам Че Гевары он говорил, что готов вступить рядовым в их отряд, а сам тем временем посоветовал своим приближенным затаиться и не вступать в какие-либо контакты с людьми Че, опасаясь, что участие коммунистов в партизанской войне обрушит на компартию репрессии. Оставшись без поддержки из городов, партизаны были обречены, и поэтому вдова Че Гевары Алейда Марч считает «этого уродливого индейца» (Монхе) виноватым в смерти ее мужа. Сам Монхе, кстати, вскоре после описываемых событий эмигрировал и жил (возможно, живет до сих пор) в Москве…

В конце своей жизни Карл Шмитт написал книгу «Теория партизана», в которой Партизан вступает как эсхатологическая фигура, переступающий через все границы и правила непримиримый противник Системы. И можно сказать, что в наибольшей мере архетипу Партизана  соответствует бывший порождением вулканической почвы Латинской Америки образ легендарного команданте Че.  

 

Андрей Игнатьев

Категория: Аналитика | Просмотров: 436 | Добавил: Варвар | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: