ПРАВА НЕ ДАЮТ,ПРАВА БЕРУТ!
Анархизм | 11:39 |
Лекция Алексей Цветков Феномен анархизма мы можем рассматривать в политическом времени. Тогда анархизм разделяется на "классический" и "новый". Для классического периода характерно отрицание государственности как принципа. Террор противопоставлялся всем частным проявлениям властного аппарата, другой вариант реакции - дикая несанкционированная забастовка, охватывающая наибольшее число предприятий. В идеале классические анархисты грезили об освободительной народной войне, после которой воцарится "коммунизм без государства" и самоуправление без партий и парламентов. Реальные попытки воплощения утопии - движение Махно в Малороссии, Дурутти - в Испании, крестьянские армии - республики в Латинской Америке. Идеологи - Гудмен, Прудон, Бакунин, Кропоткин. Начавшись как самая опасная линия первой французской революции, классический анархизм прекратился к середине XX-го века, его похоронила вторая мировая, доказавшая необходимость индустриальных сверх-империй, а не абстрактного "самоуправления через советы". К сегодняшнему дню классических анархистов в мире практически не осталось. Новый анархизм на первый план выдвинул критику именно общества, коллективов, из поколения в поколение воспроизводящих отчуждение, семьи, системы образования как парализующей мозговую активность и массовой культуры, выключающей миллионы людей из истории. Это связано с новым пониманием феномена власти, а также с новым сценарием отношений между индивидуальностью и коллективностью. Одинаковые выводы по поводу будущего, сделанные такими разными людьми как Грамши и Ортега - и - Гассет, заставли радикалов обновить свой инструментарий. Новый анархизм был такой же реакцией на "эпоху толп" как и фашизм. Оба эти проекта развивались исторически почти параллельно (фашизм несколько раньше). Новый анархизм интеллектуально сложился во 20-30-х годах: самые некорректные представители франкфуртской школы, та часть левых, которая приветствовала контакт с сюрреалистами и, наоборот, часть сюрреалистов, сотрудничавших с левыми. Однако фактом обшественной жизни новый анархизм стал только в 60-е во время, так называемых, "молодежных революций". Во Франции - ситуационисты, в США - вайзермены и йиппи, в Голландии - провос, в Германии - автономы и т.д. Век массовых коммуникаций и повального психоанализа убедил их в необходимости провокации как главного революционного жанра. Идеологи - Пол Гудмен, Рауль Ванейгейм, Ги Дебор, некоторое влияние оказали наш русский эколог Вышеславцев и итальянский "красный еретик" Антонио Негри. Культурные приоритеты классического анархизма - предельный, в том числе и "черный" романтизм, новый анархизм опознавал как "свою" альтернативную культуру - от дадаизма через битников вплоть до киберпанков. Исторический взгляд на вещи очень ущербен, слишком схематичен и приблизителен. Можно оценивать явления не в политическом времени, но в политическом пространстве, тогда мы можем разделить анархизм на правый и левый. Левые анархисты надеются на некий скачок, на повышение уровня самостоятельности, напрямую связывая его с уровнем информированности людей. Это синдикалисты, сквоттеры, крайние экологи всех времен и народов. Этнические и теологические проблемы их почти не волнуют. В настоящее время их приоритеты - социология, психиатрия, любимое занятие - создание непредвиденных системой ситуаций в любой области - от экономики до модной художественной культуры. Идеал однозначно располагается в будущем, хотя отсчитывают они себя от некоторых особо смелых проповедников кинической школы и стоицизма. Гораздо менее известны правые анархисты, восходящие к традиции экстремальных сект, независимых сельских общин на захваченной земле, в России - старообрядческих поселений. Идеал правые анархисты располагают в более или менее отдаленном прошлом, поэтому их сознание предельно мифологизировано (в самом лучшем смысле). Правильное прошлое более реально для них нежели "порченное" настоящее и возвращение людей если не к самой патриархально-религиозной мечте, то, по крайней мере, к основным принципам идиллии представляется многим из них обязательным по законам цикла. Они отрицают разбухшее от неправедных капиталов и бюрократии государство как ненужного и ничем не оправданного посредника, захватившего место между людьми и истиной. Устремления современного общества рассматриваются как антитрадиционные, поэтому пессимизм в отношении нашего мира нередко граничит с эсхатологической экзальтированностью. Сегодня в Европе это некоторые сектанты, не использующие в своих целях современные коммуникации, те, кого называют еще "изоляционистами". В США - необиблейские поселения вроде "деревни" Девида Кореша или - агрессивный вариант - отряды "милиции", ведущие войну с "массонским" правительством. В Латинской Америке - странствующие проповедники, окруженные группами социально опасных учеников, кстати, из речей таких проповедников скроены все тома модного сейчас плагиатора Кастанеды. Чарльз Мэнсон, Алистер Кроули, Теодор Росс и другие "тревожные мистики". В России, с одной стороны, можно вспомнить народников, эсеров максималистов и прочих, исповедовавших "мужицкий" (т.е. крестьянский) социализм, во-вторых, можно говорить о сохранившихся до наших дней старообрядческих толках, попадающих под определение "правого анархизма". Поджигатели единоверческих церквей, те, кому запрещено прикасаться к деньгам как к "дьяволовым бумагам", иметь дом т.к. "нет царствия божия на земле" и носить при себе запас пищи на один день т.к. завтра может начаться страшный небесный суд. Бегуны, безденежники, глухие нетовцы. Сюда же мы можем отнести анархо-мистиков начала века (Иванов, Чулков, Карелин), но это направление в России осталось "потешным" т.е. не вышло за пределы салонов. Конечно, любая классификация обедняет явление. У современного анархиста в голове, наверное, должно быть понемногу от каждого из вышеназванных понятий, тем более, что никаких противоречий между правым - левым или "классическим - новым" в анархизме нет, мы имеем дело всего-навсего с анализом разных сторон явления. Сакральное оправдание любого человеческого общества и новые объекты для критики, изучение жизни народов, которые мондиализм назвал "примитивными" и прямое действие, пробуждающее людей для борьбы - все это в сумме дает "просто анархизм". Капитализм знает об этом. Так, отрицательный герой в "Бэтмене - 1" - левый анархист, клоун, явно читал Дебора, переделывает устаревшие "шедевры" в музеях, на вопрос журналистки о своей мечте остроумно отвечает - "увидеть свое изображение на однодолларовой банкноте", он швыряет в толпу деньги, но каждый, кто позарится на них и поклонился капиталу должен в конце спектакля отдать свою жизнь. Зато антигерой второго "Бэтмена" - человек-пингвин явно правый анархист, наверняка фанат Лотреамона и спиритический контактер с Кроули. Не веря в возможности людей, он рассчитывает на полярных животных, птиц, которые не умеют летать (очевидная метафора насчет современного общества) мрачноватый гений этого телемита скрыт в подземелье, он надеется похоронить технократию ее же оружием - с помощью тотальной технологической катастрофы. Проигрыш обоих мы оставляем на совести голливудских режиссеров, перед Голливудом всегда стоит социальный заказ, который можно обойти только косвенно в форме "полуправды". Итак, просто анархизм главным принципом которого является уровень доверия. Уровень доверия в разных социумах может оставаться в рамках семьи, клана, этнического меньшинства и т.д. Может понижаться или повышаться, в моменты общественного подъема Вас примут как "своего" только из-за Вашей принадлежности к побеждающему классу или нации - это высший уровень доверия. Фукуяма в последней книге нарочно смешивает такие понятия как "уровень доверия" и "уровень корпоративности", заменяя бескорыстную (иррациональную) основу уровня доверия в отличии от уровня корпоративности, исходящего из обязательного заранее оговоренного наказания для нарушителей соглашения. Уровень корпоративности, описанный Фукуямой в "The Social Virtues and Creation of Prosperity" выгоден капитализму как основа его "плановости". Уровень доверия - миссия анархистов, их вклад в международный революционный проект. Чем больше людей готово помогать Вам и относиться к Вам как к близкому только на основе вашей с ним идентичности - он наш, потому что он - "революционер" - "пролетарий" - "русский" - "белый" - "человек" (на этом пока ряд обрывается), тем ближе мы, по мнению анархистов, к победе. Их мозг охвачен идеологией как пламенем, им недоступна магия имени и гипноз авторитета, анархисты, даже если этот термин позабудется, навсегда останутся принципиально важным элементом любой революции, которая без них вырождается в банальный переворот. Рекомендуемая литература: Бакунин "Государственность и анархия"; "Житие протопопа Аввакума"; Лотреамон "Песни Мальдорора"; Кропоткин "Нравственные начала анархизма"; Маркузе "Одномерный человек"; Вильгельм Райх "Сексуальная революция"; Берроуз "Пособие для бой-скаутов"; Рекомендуемая фильмография: "Забрийски Пойнт"; "Фильм любви и анархии"; "Фрикс"; "Большое рок-н-рольное надувательство"; "Бразилия"; "Семь дней чумы"; "Вооруженный транзит". | |
Категория: Идеология | Просмотров: 567 | Добавил: ФашЫст | Рейтинг: 0.0/0 | |
Всего комментариев: 0 | |