Вторник, 03.12.2024, 01:20 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход
Главная » 2008 » Июль » 19 » Идеалы князя-анархиста
Идеалы князя-анархиста
10:09
13 февраля 1921 года по Москве двигалась огромная траурная процессия. В столице Советской России хоронили князя Петра Кропоткина. От Колонного зала Дома Союзов до Новодевичьего монастыря, несмотря на мороз, в последний путь его провожали тысячи людей - товарищи по партии, сочувствующие, ученики и все те, кто вслед за Бернардом Шоу считал Кропоткина "одним из святых столетия".

Происходивший из рода Рюриковичей князь Петр Алексеевич Кропоткин еще в юности отказался от ожидавшей его карьеры царедворца. Едва закончив Пажеский корпус, он отправился в Сибирь изучать долину Амура. Результатом его первой научной экспедиции стали открытие новой вулканической области, нагорья на Большом Хингане, дороги через него и описание прямого пути на Амур. Зарекомендовав себя как специалист в области орографии и гляциологии, Кропоткин подготовил капитальный труд о рельефе Азиатского материка и одного из первых исследований о причинах "великого оледенения" в Европе.

Интересы молодого князя были всеобъемлющими и позволили ему проявить себя в самых разнообразных отраслях знаний - географии, геологии, биологии, философии, истории, литературе. С именем Кропоткина связано одно из направлений в развитии эволюционной теории Чарльза Дарвина. Он известен как историк Великой французской революции. Большой научный интерес представляют его исследования по истории и теории этики. Он мог бы стать ученым-энциклопедистом, но судьба уготовила ему очередной виток и потомок блестящего царского рода, увлекшись революционной деятельностью, стал анархистом. На всю оставшуюся жизнь, а прожил он 79 лет, князя Кропоткина увлекли теория анархизма, политическая публицистика, революционная пропаганда. Перу Кропоткина, кроме серьезных научных монографий принадлежат и не менее блистательные "Записки революционера".

Сибирь оказала на него странное влияние. В своих мемуарах князь писал, что именно в этом суровом краю он "утратил всякую веру в государственную дисциплину" и "был подготовлен к тому, чтобы сделаться анархистом". Отталкиваясь от научных постулатов, Кропоткин вывел свой знаменитый закон: "Анархизм родился среди народа, и он сохранит свою жизненность и творческую силу только до тех пор, пока он будет оставаться народным". В отличие от других анархистов князь не был бунтарем-разрушителем. Под анархией он понимал общество, построенное на началах добровольной кооперации и свободы личности. При этом он подчеркивал, что они, то есть анархисты, понимают революции как народное движение, которое примет широкие размеры и во время которого в каждом городе и в каждой деревне, той местности, где идет восстание, народные массы сами примутся за перестройку общества.

В Петербург Кропоткин вернулся в 1867 году и, решив получить университетское образование, в том же году он был зачислен на физико-математический факультет университета. Параллельно с учебой в университете, Кропоткин не оставлял своего увлечения анархизмом. 21 марта 1874 года он сделал сенсационный доклад в Географическом обществе о существовании в недалеком прошлом ледниковой эпохи, а на следующий день он был арестован за принадлежность к тайному революционному кружку и заключен в Петропавловскую крепость. Через два года друзья помогли ему совершить дерзкий побег, но оставаться в России Кропоткину было нельзя. Началась 40-летняя вынужденная эмиграция.

В Европе Кропоткин, поддерживая контакты с представителями российских и европейских революционных организаций, активно занимался революционной пропагандой и вскоре был признан как ведущий теоретик международного анархистского движения. Под угрозой ареста он участвовал в Международном социалистическом конгрессе в Генте (Бельгия). Во Франции выступал на собраниях и митингах, посвященных годовщине Парижской Коммуны. В Швейцарии во время разгона рабочей демонстрации мятежный князь отбивал знамя у нападавших полицейских, дрался, получал удары. Дважды (в 1897 и 1901 годах) ездил в Канаду, где активно вел пропаганду своих взглядов. В эмиграции заявил о себе как один из крупнейших революционеров-публицистов. В Россию Петр Кропоткин смог вернуться лишь в 1917 году.

На вокзале в Петрограде ему устроили торжественную встречу - почетный караул, корреспонденты и члены Временного правительства во главе с Александром Керенским, который вскоре предложил революционно настроенному князю войти в состав буржуазно-демократического правительства. Всемирно известный анархист Кропоткин отказался, заявив, что считает ремесло чистильщика сапог более честным и полезным, чем участие в государственной власти. Он был уверен, что революция и правительство не совместимы.

Октябрьскую революцию Кропоткин встретил с большим воодушевлением, но общего языка с большевиками не нашел, диктатуры пролетариата не признал. В то же время он, по его собственным словам, не видел партии, "которая могла бы занять место большевиков без того, чтобы это повлекло за собой общую политическую и экономическую реакцию и жестокое кровопролитие". Он первым в мире попытался создать цельное позитивное и конструктивное анархическое учение. Любой другой строй, где преобладает конкуренция вместо кооперации, он считал антигуманным. Анархист-революционер призывал бороться за уничтожение нравственной трусости, которая вырастает на почве бесправия. "Только путем уничтожения государства", можно было по мнению Кропоткина, "создать новое общество, обеспечить свободное существование личности, основанное на равенстве, справедливости и взаимопомощи". Идеи Кропоткина об "анархическом коммунизме" услышаны не были. Постепенно он отошел от борьбы и удалился во "внутреннюю эмиграцию" - в подмосковный Дмитров.

В своей статье "Что же делать? ", написанной в ноябре 1920 года, Кропоткин высказал свою готовность в интересах "построительной работы" объединить вокруг себя способных к этому людей из анархистов и призвал представителей других партий и всех слоев общества к гражданскому миру и согласию. В голодной, разоренной войнами и революциями России Петру Кропоткину жилось нелегко. Для пожилого ученого проблемой было достать продукты, дрова, керосин. Условия для научной работы отсутствовали. 8 февраля 1921 года Кропоткин скончался.

В начале 20-х годов большевики еще были вынуждены считаться с анархистами, и для похорон их лидера в Москве был создан специальный Комитет по организации и устройству похорон. В тот же день были посланы три радиограммы о смерти Кропоткина в Европу и по России, но далеко не все сторонники князя-анархиста смогли почтить память своего вождя, так как многие из них сидели по тюрьмам. Дочь Петра Алексеевича, направила письмо Ленину, с которым Кропоткин был знаком и не раз встречался, с личной просьбой "освободить хотя бы на день похорон, для участия в них тех товарищей анархистов, которые находятся в данный момент под арестом". Ее поддержал Комитета анархических организаций по устройству похорон и на заседании Президиума ВЦИК было принято беспрецедентное решение отпустить арестованных "под честное слово".

Вечером 10 февраля на Савеловский вокзал прибыл специальный траурный поезд. На вокзале поезд встречали толпы людей с черными знаменами - сторонники анархизма. Гроб с телом покойного был выставлен в Колонном зале Дома Союзов для прощания. С этого дня и утвердилась традиция выставлять в этом зале гроб с телом покойного политика, государственного деятеля.

Проводить Петра Кропоткина в последний путь пришли тысячи москвичей. Похороны Кропоткина вылились в мощную, но последнюю демонстрацию российских анархистов. Следует отметить что после похорон все выпущенные из тюрьмы заключенные, сдержали слово и в тот же вечер все до одного вернулись в свои камеры. Географ, геолог, естествоиспытатель, философ и теоретик анархизма Петр Кропоткин был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Сразу же после похорон Кропоткина возникла мысль о создании в Москве музея его имени. Последователи его учения возбудили ходатайство перед Моссоветом о предоставлении под музей одного из домов, принадлежавших ранее Кропоткиным. На своем пленарном заседании 15 февраля 1921 года Московский Совет принял постановление о переименовании улицы Пречистенка в улицу Кропоткина, Штатного переулка - в переулок Кропоткина, о передаче под музей дома N 26 по Штатному переулку, об установлении на доме доски, сообщающей, что в нем родился Кропоткин, а также о других мерах по увековечению его памяти.

В 90-е годы процесс пошел в обратную сторону и улицу Кропоткина переименовали в Пречистенку. Осталась только станция метро - "Кропоткинская", а в подмосковном Дмитрове появился памятник этому удивительному человеку. Анархисты же вновь появившиеся в те годы России пошумели и успокоились. Теперь они говорят, что насилие должно быть только мотивированным. Но от знаменитого лозунга начала ХХ века "Анархия - мать порядка!" не отказываются.

Категория: Идеология | Просмотров: 551 | Добавил: ФашЫст | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: